Ручная или автоматическая коробка передач?

Дебаты между водителями и конструкторами о недостатках и преимуществах той или иной модели автомобиля не кончаются с тех пор, как на трассах впервые появились машины. Перепалка касается всего. Спорят, что же экономичнее: дизельный автомобиль или бензиновый; удобнее рулевая колонка справа или слева; выигрышнее машина двухдверная или четырехдверная.

Не забыли обсудить и коробку переключения передач. Какая коробка все-таки предпочтительнее: автоматическая или механическая? Вот этот вопрос мы и рассмотрим в данной статье.

Справка: коробка переключения передач машины позволяет передать крутящий момент от двигателя к колесам и их частоту вращения, причем в большем интервале, чем это возможно достичь с помощью двигателя внутреннего сгорания.

Управлять автомобилем можно с помощью автоматической или механической коробки переключения передач.

На российские машины чаще всего устанавливают механическую коробку (МКПП). Она бывает 4-х или 5-ти ступенчатой, то есть 4-5 передач для передвижения вперед, и передача заднего хода.

Принцип действия МКПП заключается в следующем: в корпусе коробки расположен комплект шестеренок, которые, соединяясь определенным образом, создают разные передачи, каждая из которых имеет свое передаточное число. Для уменьшения износа с помощью синхронизаторов шестерни, соединяясь, начинают вращаться с одинаковой скоростью. Водитель, используя ручной рычаг переключения передач, ставит шестерни в определенную позицию, при этом сцепление должно быть отключено.

В настоящее время большинство заводов-производителей устанавливают на машины автоматические коробки (АКПП).

АКПП отличаются от механических коробок наличием специфических особенностей, которые дают возможность включать ту или иную передачу автоматически с учетом числа оборотов мотора.

Рассмотрим плюсы и минусы коробок передач.

Недостаток автомобиля с МКПП - это постоянная физическая нагрузка водителя, заключающаяся в переключении ручного рычага переключения передач и выжимание сцепления ногой. Особенно напрягает это при поездках по городу, когда нужно постоянно трогаться с места, тормозить и останавливаться на перекрестках и в пробках.

Следующий недостаток этой коробки заключается в том, что для переключения передач водитель должен выработать некоторый опыт, чего можно достигнуть лишь спустя определенное время путем постоянных занятий.

Плюсом ручной коробки можно считать простоту, то есть надежность этого устройства. Недаром в теории вероятности существует выражение о том, что вероятность поломки системы тем меньше, чем она проще. Отсюда же следует и очередное преимущество этой коробки - ее практичность. Чем реже она выходит из строя, тем меньше средств пойдет на ее ремонт. Поскольку ручная коробка очень проста конструктивно, то опытный водитель сможет отремонтировать ее сам.

Что же касается автоматической коробки, то при ее поломке, коробку придется ремонтировать в автомастерской, либо покупать новую, что более вероятно. А по стоимости она гораздо дороже, чем механическая коробка.

Машина, оснащенная автоматической коробкой переключения передач, использует горючее в количестве, предусмотренном программой. Что касается машины с ручной коробкой, имея некоторый опыт, водитель может установить экономный режим расхода горючего. Как ранее было отмечено, коробка-автомат - более сложный механизм, поэтому чаще ломается, хотя последние разработки конструкторов обладают большей надежностью.

Следующий недостаток коробки-автомат - это восприимчивость ударов и неровностей дороги.

Но не совсем все плохо. Большой плюс, тем более для тех, кто только начинает ездить за рулем автомобиля, это комфортная езда. Очень удобно, что нет педали сцепления. Машина с коробкой-автомат при поездках по городу, ожиданием на светофорах и в пробках практически необходима. Режим переключения скоростей, установленный специалистами завода-производителя, обеспечит вашим поездкам по большому и шумному городу необходимый комфорт и удобство.