Как правильно эксплуатировать аккумулятор

1. Первое и самое главное - аккумулятор должен быть чистым. Для обеспечения электрической изоляции выводных штырей электродов верхняя часть большинства батарей заливается мастикой. Со временем на этой мастике накапливается грязь и пыль, в результате иногда образуются проводящие ток образования, из-за которых батарея начинает постепенно разряжаться. Именно поэтому слой мастики время от времени нужно снимать и наносить новый, чистый раствор. Для очищения аккумулятора от мастики идеально подходит раствор соды, благодаря которому нейтрализуются капли электролита, случайно оказавшиеся на крышке батарей.

Нередко водители для сохранения мастики чистой накрывают крышку пленкой, однако это не всегда удобно. Мастика может подняться или растрескаться за счет чего в батарее может возникнуть избыточное давление, а за пленкой этого можно и не увидеть. Чаще всего это случается, если отверстия для вентиляции в пробках банок забиты мусором. Под мастикой тогда межу выводами банок образуется слой электролита, который и разряжает батарею. При возникновении такой ситуации нужно срочно очистить пробки, убрать испорченную мастику. Для этого нужно протереть тряпочкой в содовом растворе крышку аккумулятора, а затем, нанести новый слой мастики.

2. Контроль за электролитом (его уровнем и плотностью). Работоспособность аккумулятора во многом определяется уровнем электролита, поэтому данный показатель следует регулярно проверять - летом раз в неделю, зимой раз в 14 дней. Нельзя доводить до эксплуатации батареи с оголенными пластинами. В жаркую погоду необходимо поддерживать электролит на уровне 8-10 мм над предохранительной сеткой. При температуре воздуха выше 30 градусов уровень электролита следует контролировать каждый день.

Плотность электролита проверяется летом раз в месяц, зимой раз в 14 дней. Если плотность электролита окажется ниже рекомендуемой для данного региона, аккумулятор следует зарядить. Если в разных банках плотность электролита отличается на 0.01 г/см3 и более, то следует произвести уравнительный заряд, иногда потребуется подкорректировать плотность в конце зарядки. Зарядка батареям аккумулятора нужна и тогда, когда показатель плотности электролита выше рекомендуемых норм. В таком случае, кроме подзарядки, необходимо в конце зарядки откорректировать плотность.

Во время проверки плотности электролита следите также за его цветом. Если цвет электролита изменился, стал коричневым или красным, значит, в нем появилось слишком много шлама. В таком случае промывать дистиллированной водой аккумулятор бессмысленно, наоборот, можно еще более ухудшить положение. Кусочки шлама во время сливания электролита могут создать замкнутую цепочку, соединив разные пластины, вода шлам не вымоет. В этом случае лучше всего купить новый аккумулятор или отнести старый в ремонт.

Важно! Следите за электролитом во время зарядки. Если начинает образовываться пена, значит, в электролите есть посторонние примеси. В таком случае прекратите зарядку и промойте батарею, залив после этого новый электролит.

3. Срок службы аккумулятора напрямую зависит от его заряженности. Батарея аккумулятора должна быть всегда заряжена почти на 100%. Это условие выполняется за счет работы реле-регулятора, который и задает уровень напряжения бортовой сети.

Изменение уровня заряда всего лишь на 0.2-0.3В уменьшает срок работы батарей почти на четверть. Если машина слушается, то многие забывают проверять напряжение. В итоге водители начинают решать проблему только тогда, когда автомобиль перестает заводиться.

Перезаряженность батареи на 1.4-1.5В также приводит к уменьшению срока службы батарей. Заметить эту проблему еще сложнее.

Выход есть только одни - регулярно проверять напряжение заряда вне зависимости от оценки внешних признаков. Помните, что обращать внимание следует, главным образом, на напряжение полюсных выводов батарей. По данному показателю можно оценить качество работы генератора, контактов в цепи, а также исправность реле-регулятора. Из-за плохих контактов напряжение здесь может быть гораздо выше, чем в сети. Исправить это просто - достаточно заменить контакты.

Если напряжение слишком высокое, то следует дать аккумулятору дополнительную нагрузку, например, включить фары. Если же уровень напряжения низкий, и повышение оборотов мотора не помогает, скорее всего, недостаточно натянут ремень привода или, возможно, заклинило щетки генератора. В том случае, если аккумулятор без нагрузки держит напряжение, а во время нагрузки напряжение резко падает, единственный выход - обратиться на СТО, поскольку самостоятельно устранить неполадки генератора не получится.

Если же вы проверили контакты, исправность генератора и силу натяжения приводного ремня, то в неполадках, скорее всего, виноват реле-регулятор.

Важное дополнение! Проверять напряжение заряда батарей необходимо правильно. Прежде всего, все измерения должны проводиться на прогретом моторе. Батарея при этом должна быть максимально заряжена. Именно поэтому перед началом измерений необходимо дать поработать двигателю 10-15 минут (за это время батарея успеет подзарядиться). Можно также подключить автотестер (вольтметр) сразу после пуска двигателя, в таком случае можно отследить изменения уровня напряжения. Уровень напряжения следует проверять только спустя пять минут после того, как стрелка прибора перестанет двигаться. Скорее всего, двигатель при этом будет работать несколько дольше. После проверки и при необходимости регулировки следует снова произвести контроль напряжения заряда, при этом крышка реле-регулятора должна быть закреплена. Если напряжения заряда ниже нормы, батарею следует стационарно зарядить. Подзарядка батарей необходима даже тогда, когда уровень плотности электролита разряженность батарей не показывает. Возможно, плотность электролита просто была выше нормы.