Jaguar и <Формула-1>

Кроме представительских седанов и высокотехнологичных концепт-каров, британский концерн Jaguar выпускает еще и гоночные болиды. Гоночные модели Jaguar серии R (R1,R2, R3, R4, R5) были специально разработаны для этапов <Формулы-1> эпохи 2000-х.

Участие в <Формуле-1> в наши дни - это и вопрос престижа и, конечно же, вопрос технической изобретательности каждого уважающего себя автопроизводителя. Естественно, компания Jaguar не могла этим не воспользоваться. Возможно, гоночные автомобили Jaguar далеко не всегда становились самыми быстрыми в своем сегменте, зато они были легкими, компактными и довольно удачно выполненными с технической точки зрения - потому от них и ждали результатов на самой известной автогонке мира.

В 1999 году под эгидой концерна Ford была сформирована команда Jaguar Racing, дебютировавшая на этапе в Бразилии 2000 года и завершившая свою карьеру четырьмя годами позже в Австралии. Несмотря на то, что часть аудитории <Формулы-1> надеялась на удачные выступления и последующие победы Jaguar Racing, надежды их мало оправдались. Причин тому было несколько: постоянная смена руководства команды, личные и профессиональные конфликты между ее участниками. Даже участие известных пилотов <Формулы-1>, таких как Эдди Ирвайн, Джонни Херберт, Ники Лауда, Марк Херберт, мало сказывалось на командном духе и почти не улучшало обстановку.

Первые выступление команды не слишком радовали успехом: в 2001 году Jaguar Racing заняла только девятое место, даже несмотря на то, что в ее состав пришел чемпион мира <Формулы-1> Ники Лауды. Некоторый всплеск наблюдался в 2002 году, когда в общем счете команда стала седьмой, а на этапе в Италии заняла третье место. Однако годом позже финансирование Jaguar Racing было урезано, а поскольку успех на <Формуле-1> во многом зависит от технической оснащенности команды, это не могло не сказаться на результатах.

К концу 2004 года компания Ford решила продать команду: ее новым владельцем оказался концерн Red Bull, всемирно известный производитель энергетических напитков. Однако большого успеха это не принесло. 2005 год оказался для Jaguar Racing последним в <Формуле-1>, что не помешало команде сделать несколько эффектных жестов за год до ухода. После одного из этапов несколько участников команды выиграли в рекламной акции игрушечного надувного осла, то многие известные спортсмены и менеджеры оставили на нем свои автографы. Игрушка была продана через Интернет, а вырученные деньги пошли на благотворительные цели. Еще на одном из заключительных этапов, проходившем в Монако, на обтекателях автомобилей Jaguar были расположены алмазные украшения стоимостью в 250 тысяч долларов. Один из алмазов пропал после аварии Кристиана Клина на первом круге.

Можно сказать, что для концерна Jaguar участие в <Формуле-1> оказалось провалом: от команды ожидали намного большего, чем три призовых места на этапах за пять лет. Однако гоночные модели компании все же заняли почетное место среди экспонатов автомобильных выставок: в конце концов, даже плохой опыт иногда бывает зрелищным.