Перегрев двигателя

С наступлением жарких летних дней многие водители сталкиваются с такой неприятной ситуацией, как перегрев двигателя автомобиля. Не следует ее недооценивать, ведь перегрев мотора чреват немалыми финансовыми потерями, поскольку очень часто ведет к поломке деталей двигателя. Как избежать этого, и что можно предпринять, если температура охлаждающей жидкости уже находится в красной зоне указателя?

Для недопущения перегрева мотора основное средство - профилактика, то есть содержание автомобиля в исправном состоянии и своевременный технический уход. В свете затронутой темы это относится в первую очередь к регулярной и своевременной замене охлаждающей жидкости и контролю за ее уровнем, контролю за исправностью термостата, датчиков температуры, вентилятора и так далее. Все это касается системы охлаждения, но, нужно знать, что причиной перегрева двигателя может быть, например, некачественный бензин или неправильно установленный угол опережения зажигания. Вообще же нужно понимать, что исправная машина, в обычных условиях, не "закипит" ни при какой жаре.

Конечно, бывают ситуации, когда перегрева мотора не удалось избежать, что делать в таком случае? Если стрелка указателя температуры неумолимо подходит к красной зоне, не нужно паниковать. Первое, что нужно сделать, это включить на полную мощность отопитель (печку) салона. Печка сыграет роль дополнительного радиатора, который поможет понизить температуру охлаждающей жидкости. Таким приемом часто пользуются автогонщики, когда из-за больших нагрузок система охлаждения двигателя не справляется со своей работой.

Включив печку нужно остановиться, но, если из-под капота еще не выходит пар, то глушить мотор не нужно. Пока двигатель работает, охлаждающая жидкость циркулирует по системе охлаждения, во всяком случае, если помпа цела. Если остановить двигатель, то циркуляция прекратиться и охлаждающая жидкость может закипеть, вызвав заклинивание мотора.

Если при включенной печке температура охлаждающей жидкости все равно продолжает расти, то, скорее всего, проблема серьезная, и двигатель нужно глушить. Но даже в этом случае не давайте мотору остывать самостоятельно! Нужно побыстрее вывернуть свечи зажигания и прокрутить двигатель с помощью стартера. Перед этим нужно предусмотреть, чтобы топливо через свечные отверстия не попало на горячую выпускную систему. Таким способом двигатель "провентилируется" изнутри, при этом обеспечится более равномерное охлаждение его наиболее горячих деталей. Ни в коем случае не доливайте в систему охлаждения горячего мотора холодную охлаждающую жидкость! Нет лучшего способа, чем этот, чтобы заставить треснуть головку блока цилиндров.

После того, как двигатель остынет, нужно выяснить причину, по которой он перегревался, ведь как было сказано выше, исправный двигатель при нормальных условиях эксплуатации не перегревается. Попробуйте найти неисправность. Возможно, вышел из строя термостат, оборвался ремень вентилятора. Хорошо, если удалось установить причину перегрева и устранить ее на месте, иначе выход один - тащить на "галстуке" автомобиль в СТО.

Не нужно обольщаться, и думать, что все обошлось, если даже неисправность удалось устранить на месте, и мотор вполне благополучно завелся. Очень часто такие вещи не проходят бесследно для "здоровья" двигателя. Детали двигателя могли деформироваться, в них могли появиться локальные напряжения, что может привести к появлению микротрещин. По причине деформации головки блока цилиндров может повредиться прокладка, из-за высокой температуры могли появиться задиры на поверхностях трения и т.д. Кстати такие неприятности в большей степени характерны для высокофорсированных современных двигателей, особенно для рядных "шестерок". Объясняется это относительно большими линейными размерами деталей таких моторов, а ведь чем больше эти размеры, тем больше деталь "ведет" при перегреве.

Как видим, важно перегрева мотора не допускать, а если такое произошло, то действовать грамотно. Желательно, после ситуации с перегревом, разобрать мотор и оценить, какой урон был ему нанесен.